1. В настоящее время регистрация новых пользователей прекращена. В случае, если у Вас есть какие-либо вопросы о регистрации, или вы хотите зарегистрироваться, о вашем аккаунте или любые другие, то посылайте их по почте dmvasf@gmail.com.

Непокоренная Чукотка

Тема в разделе 'История, наука и религия', создана пользователем Flavius, 21.03.2017.

  1. Оффлайн

    Flavius Абитуриент

    На форуме с:
    05.04.2013
    Сообщения:
    12.151
    Симпатии:
    10.569
    Баллы:
    41
    Как русские проиграли 150-летнюю войну с чукчами

    [IMG]

    Впервые русские повстречались с чукчами, когда те в 1641 году напали на Колыме на сборщиков ясака (дани).

    Чукчи не походили ни на один сибирский народ, встреченный русскими до этого. Это был народ-завоеватель, постоянно терроризирующих набегами своих соседей, которых чукчи за людей не считали. Они, кроме себя, никого людьми не считали: словом «луораветлан» (человек) на их языке назывались только сами чукчи.

    Чукчи раньше тоже не встречали таких, как русские. Это были казаки, полувоенные формирования которых меньше чем за сто лет покорили огромные территории Сибири. На этом пути они приводили в ужас местные племена своей бешеной храбростью и непонятной сибирякам жестокостью. Энцы в своих сказках описывали русских, как людей, движущийся с верховьев Печоры и уничтожающий все на своем пути: «Найдут народ и… бьют, бьют сразу». В фольклор многих сибирских народов вошла про казаков характерная история: придя в новую землю, они разбрасывают бисер, железо, сладости, а когда туземцы подходили, давали из засады залп.
  2. Оффлайн

    Flavius Абитуриент

    На форуме с:
    05.04.2013
    Сообщения:
    12.151
    Симпатии:
    10.569
    Баллы:
    41
    Экспансия народа каменного века встретилась с экспансией XVII века.

    [IMG]

    Первые лет двадцать враждебную активность проявляли только чукчи: они постоянно нападали на русских сборщиков дани и на подвластные «Белому царю» племена юкагиров и коряков. В 1702 году юкагиры уговорили русских совершить против чукчей совместный карательный поход. Большой по местным мерками отряд из 24 русских и 110 юкагиров и коряков под командованием казака Алексея Чудинова дошел до Анадырского залива и разорил там становище. На следующий день они оказались окружены сотнями воинов в костяных доспехах. Казаки и их союзники поставили сани кругом и держали оборону пять дней, а потом смогли прорваться и отступить.

    В 1727 году Сенат Российской империи издал «мнение»:
    «Иноземцев и которые народы сысканы и прилегли к Сибирской стороне, а не под чьею властию, тех под российское владение покорять и в ясачный платеж вводить».

    Для этого на Чукотку отправили отряд из 400 казаков. Во главе всей экспедиции был поставлен якутский казачий голова Афанасий Шестаков, а военную команду возглавлял капитан Тобольского драгунского полка Дмитрий Павлуцкий.

    Шестаков и Павлуцкий почти сразу же разругались насмерть, по пути до Якутска несколько раз дрались, а когда прибыли, разделили отряд между собой и в дальнейшем действовали независимо, усилившись воинами местных племен.

    В 1729 году покорение Чукотки началось.

    Указ Сената уточнял, что надо «уговаривать в подданство добровольно и ласкою». Но этот пункт казаки сразу проигнорировали, заранее зная, что слухи об их жестокости до Санкт-Петербурга не дойдут, а если и дойдут, то их не накажут.

    Дмитрий Павлуцкий и его отряд в 1730−31 гг. совершили два похода на Чукотку. «Объясачивали» чукчей так: отказывающихся платить дань сжигали в жилищах вместе с семьями.

    Афанасий Шестаков пошел со своим отрядом к Анадырску, собирая по пути ясак с оседлых коряков. В марте 1730 года ему не повезло встретить крупный отряд воинов-чукч, которые как раз совершали на коряков набег. На реке Егаче 20 казаков и 113 тунгусов, якутов и коряков были атакованы сотнями чукч (казаки потом уверяли, что врагов было две тысячи, но эта цифра явно завышена).

    Переговоров перед боем не было. Шестаков поставил тунгусов справа, якутов слева, в центре коряков и казаков, которые подпустили чукч поближе и дали залп из ружей. Другие сибирские племена, не знающие огнестрельного оружия, после этого обычно в ужасе разбегались, но чукчи приняли залп в грудь как должное, ответили на него градом стрел, и бросились в рукопашную, не давая казакам времени перезарядить оружие.

    Коряки побежали сразу, за ними тунгусы и якуты. Последние угодили в засаду — отряд чукч зашел к врагам в тыл.

    Афанасий Шестаков, который находился позади своего войска в импровизированном укреплении из саней, побежал на помощь товарищам. Он убил десятки чукч на бегу топором, но потом чукотская стрела попала ему в горло. Шестаков вырвал ее и запрыгнул в первую попавшуюся нарту. Она оказалась чукотская, управлять он ей не умел, и олень инстинктивно привез его к своему хозяину, который тут же добил истекающего кровью атамана копьем.

    Кроме Шестакова в бою погибло 10 казаков, 11 тунгусов, 6 якутов и один крещеный коряк. Остальным удалось спастись лишь потому что чукчи не стали их преследовать. Как трофей чукчи взяли знамя отряда, 12 ружей-фузей, 12 ручных гранат и 12 железных доспехов-куяков.

    Учитывая малолюдность тех мест, это была очень крупная победа. Под ее влиянием против русского господства восстали коряки и ительмены, но отряд Павлуцкого прошелся по их стойбищам и власть «Белого царя» была восстановлена. После этого отряд Павлуцкого совершил несколько походов на земли чукч, нанес им несколько поражений, но до конца покорить и «объясачить» не смог.

    Чукчи вообще как-то не поняли главную тему, с которой русские к ним пришли — выплата дани. Они часто собирались в своих ярангах, обдумывали и обсуждали действия казаков, пытались понять, чего они хотят. Ответ «песцовых шкурок и желтых камешков» они отбрасывали как нерациональный. Столько горя и крови из-за такой ерунды? Это было даже как-то несерьезно. В конце концов, они решили, что в этом смысл существования русских: убивать их, чукч. Такова наша кровожадная природа, мы для них — как белые медведи для тюленей…

    Между народами началась долгая война с немалыми жертвами.


    [IMG]

    12 марта 1747 чукчи совершили очередной набег на коряков и угнали у них оленей. Коряки пожаловались Павлуцкому, который к тому времени получил майора. Тот, вместе с сотней человек (казаки и 35 коряков), бросился вдогонку на оленьих нартах. Еще 200 человек вышли из Анадырского острога чуть позже, и пошли за ними на лыжах.

    14 марта, ровно через 17 лет после сражения на реке Егаче, недалеко от устья реки Орловая майор Павлуцкий заметил чукчей. Их было около 500 человек, и они находились на возвышенности, занимая выгодную позицию.

    Павлуцкий провел военный совет. Решили атаковать, не дожидаясь остальных, чтобы чукчи не разбежались. Соорудив укрепление из саней, казаки пошли на неприятеля и начали стрелять в него из ружей. Чукчи ответили градом стрел, а потом побежали с горки в рукопашную. Бились в основном на копьях, причем чукчи удивили казаков своим мастерским владением этим оружием. Они часто обезоруживали врага незнакомыми казакам приемами.

    Мало по малу отряд Павлуцкого начал отступать. Потом коряки побежали. Вскоре побежали и казаки.

    Сам майор, по свидетельству очевидцев, храбро сражался на протяжении всего боя, держа в правой руке саблю, а в левой ружье. Когда все побежали, он остался и дрался один. Чукчи стреляли в него из луков и бросали копья, но их наконечники не пробивали его железного панциря. Трижды он сам бросался на врага. В конце концов, майора заарканили, повалили на землю и стали душить. Поняв, что гибель неизбежна, Павлуцкий сам расстегнул свой железный нагрудник, и его закололи копьем.

    На этот раз чукчи преследовали отступающих, пока те не встретились с отрядом на лыжах, и убили многих из них. Всего русские и коряки потеряли в тот день 51 человека убитыми. Чукчи захватили знамя отряда, пушку, барабан, 40 ружей, 51 копье и множество оленей. Кольчуга Павлуцкого, захваченная чукчами, долгое время хранилась ими как реликвия.

    Разгром второго отряда шокировал российские власти. Гарнизон Анадырского острога срочно усилили, а в приказе его коменданту потребовали:

    «Немедленно внушить всему русскому населению Нижне-Колымской части, чтобы они отнюдь ничем не раздражали чукоч, под страхом, в противном случае, ответственности по суду военному».

    В начале 1763 года в Анадырский острог прибыл новый комендант подполковник Фридрих Плениснер. Ознакомившись с состоянием дел, он предложил сибирскому губернатору Фёдору Соймонову вообще отказаться от планов по завоеванию Чукотки. Во-первых, на войну было израсходовано 1 381 007 руб. 49 коп., тогда как от ясачного и других сборов получено всего 29 152 руб. 54 коп. Во-вторых, политический результат вообще нулевой: чукчи в подданство не приведены.

    В 1765 году из Анадырского острога начался вывод войск и гражданского населения, в 1771 году были разрушены крепостные укрепления. Отступление России позволило чукчам оттеснить коряков на Гижигу, а юкагиров — на Колыму.

    Лет через десять после этого у берегов Чукотки были замечены французские и британские корабли. Российское правительство обеспокоилось, что иностранцы поладят с чукчами и обоснуются в Сибири. Чукотку надо было срочно брать под российскую власть. Вместо плана завоевания возник план подкупа чукотских старейшин. И он прекрасно сработал, Чукотка стала территорией России и остается ею по сей день.

    150 лет войны серьезно отразились на чукотском фольклоре. Их мифологию эта война обогатила собирательным образом русского по имени Якунин. Он у чукч кем-то вроде дьявола.

    А еще чукчи немного изменили свой взгляд на окружающий мир. Они признали, что хоть мы, русские, и якунины, но тоже люди, тоже луораветланы.

    Остальные народы мира такого уважения чукч пока не заслужили.

    [IMG]

Поделиться этой страницей

Пользователи просматривающие тему (Пользователей: 0, Гостей: 0)