1. В настоящее время регистрация новых пользователей прекращена. В случае, если у Вас есть какие-либо вопросы о регистрации, или вы хотите зарегистрироваться, о вашем аккаунте или любые другие, то посылайте их по почте dmvasf@gmail.com.

Первая победа ВВС РККА над Luftwaffe: реальное видео воздушных боев Второй мировой

Тема в разделе 'История, наука и религия', создана пользователем Flavius, 01.11.2019.

  1. Оффлайн

    Flavius Абитуриент

    На форуме с:
    05.04.2013
    Сообщения:
    12.065
    Симпатии:
    10.542
    Баллы:
    41
    Схватка 7 против 25 в марте 42-го в небе над Харьковым.

    [IMG]

    Рано утром 22 июня 1941 года немцы собрались атаковать нас, имея примерно 4000 самолетов. Напротив них через границу находились около 7000 советских самолетов, а в тылу СССР насчитывалось еще почти двадцать тысяч. Как же так получилось, что они сразу захватили воздушное господство и не отдавали его потом почти три года?

    Официальный ответ — внезапный удар ранним утром по мирно спящим аэродромам, который уничтожил всю советскую авиацию. Этого не могло быть, хотя бы потому что большая часть советской авиации находилась в глубоком тылу. Но и те 7000 самолетов у границы немцы также не могли уничтожить за день.

    На аэродромах, вынесенных почти вплотную к западной границе, стояли лишь советские истребители, а штурмовики и бомбардировщики, как им и положено, стояли на аэродромах фронтового тыла. Но даже все советские истребители у границы немцы не могли уничтожить: их бомбардировщики в тот день были сильно заняты: помогали главной ударной силе, танкам и пехоте, а штурмовки в ходе войны показали очень низкую эффективность. Зато они прекрасно сеяли панику.

    Но главную роль сыграл сам блицкриг. Допустим, советские летчики выжили при первом ударе, их истребители тоже уцелели, они не поддались панике и собрались биться… И тут на их аэродром выезжают немецкие танки.

    Утром 22 июня Советский Союз остался без истребителей у западной границы. Следующие неделю советские бомбардировщики и штурмовики атаковали наступающих немцев без прикрытия. Вскоре они тоже закончились.

    В это время со всей страны к фронту спешно свозились самолеты самых разных моделей и степени боеспособности. Лето-осень 41-го, в стране шок и паника, представьте количество организационных несостыковок из-за дикой спешки. То соберут сотни самолетов на аэродром, на который не завезут горючее и боеприпасы, то прикажут перелететь туда, куда через пару часов доезжают немцы. Известен авиаполк, который, отступая от границы до Москвы, пять раз сменил парк самолетов. Вскоре у Сталина закончилась почти вся авиация.


    «Восход Красной Звезды»: советские и германские асы (Хартманн, Голланд, Крупински) рассказывают про войну в небе.

    Заход с запада

    Только 9 марта 1942 года южнее Харькова случился первый успешный для ВВС РККА воздушный бой, в котором победа была одержана несмотря на численное превосходство врага. Уже через два дня об этой бое написала «Красная звезда», с заголовком «7 против 25». Подписана статья была командиром эскадрильи капитаном Б. Ереминым.

    Но интереснее почитать рассказ Бориса Еремина, записанный уже после войны: «Мы прикрывали наши войска, бомбить которые приходили группы бомбардировщиков Ю-88 и Ю-87 под прикрытием Ме-109. Летчики 1-й эскадрильи уже находились в воздухе, а нам предстояло их сменить в районе Шебелинка».

    Капитан Еремин был ведущим группы из семи новеньких, выкрашенных в белый цвет истребителей Як-1 (у каждого по шесть эрэсов под крыльями и штатный боекомплект для пушки и двух пулеметов). Справа от него— капитан Запрягаев, слева — лейтенант Скотной. Высота — 1700 метров. На увеличенном интервале выше, справа — лейтенант Седов с лейтенантом Соломатиным. Слева, ниже метров на 300, — лейтенант Мартынов с ведомым, старшим сержантом Королем.

    Внезапно справа, почти на одной высоте с ними, капитан увидел группу из шести Ме-109 и тут же, чуть ниже, — группу бомбардировщиков Ю-88 и Ю-87. Сзади шли еще двенадцать Ме-109. Всего двадцать пять самолетов противника.

    Еремин оценил ситуацию. Он заметил, что истребители разные — шесть Ме-109F и двенадцать Ме-109E. Разница в том, что к крыльям Ме-109E цеплялись бомбы и истребитель использовался как штурмовик, сильно теряя, конечно, при этом свои характеристики в воздушном бою.

    Еремин показал (радиосвязью советские истребители были не оборудованы и летчики координировали свои действия жестами и покачиваниями в кабинах) уйти на юго-запад с набором высоты и атаковать с запада, со стороны солнца, в хвост противнику. Когда они уже вышли на прямую для атаки, немцы их заметили и начали какое-то перестроение, но было поздно. Семь белых советских истребителей полетели в их массу, каждый сам выбирая себе цель.

    «Исход боя теперь зависел от первой атаки. Мы атаковали и истребители, и бомбардировщики: уничтожили сразу четыре самолета, из них два бомбардировщика. Потом все смешалось — мы попали в общую группу. Тут главное — не столкнуться. Слева, справа, сверху идут трассы. Мимо меня, помню, промелькнуло крыло с крестом. Кто-то развалил, значит. Объем, в котором все происходило, — небольшой; бой стал носить хаотичный характер: идут трассы, мелькают самолеты, можно и в своих попасть… Пора было выбираться из этой каши. Немцы стали уходить, и на догоне я сбил один Ме-109».

    Поскольку бой проходил на предельных режимах двигателей, горючего у них вскоре почти не осталось. Еремин дал сигнал сбора группы глубоким покачиванием. Остальные стали пристраиваться. Слева подошел самолет Саломатина, — фонарь сбило снарядом, летчик пригнулся так, что его и не видно. Справа— пристроился самолет Скотного, за ним белый шлейф, радиатор пробит осколками. Один, второй, третий… все!

    [IMG]
    Герой Советского Союза Владимир Ильич Саломатин на крыле своего истребителя «Харрикейн», 17-й ГвШАП

    «Ты представляешь, после такой схватки — и все пристраиваются! Все — в полном порядке! Я чувствовал радость победы, удовлетворение необычное, какого никогда и не испытывал! Первые-то дни мы чаще в роли побежденных были… Откровенно говоря, на моих глазах, если считать от начала войны, это — первый столь результативный победный бой. Бой, проведенный по всем правилам тактики, со знанием своей силы и с максимально полным использованием возможностей новых отечественных истребителей. Наконец, это мой первый бой, в котором враг разбит наголову, в котором большая группа вражеских самолетов растаяла, не достигнув цели. Главное, что мы поняли, что можем бить фашистов. Это было так важно для нас весной сорок второго года!»

    «Красная звезда»

    [IMG]
    Командир 31-го ГвИАП (Сталинградская группа асов) майор Борис Еремин в кабине самолета Як-1, купленного колхозником Ферапонтом Головатом. Аэродром Солодовка, 20 декабря 1942 г.

    После войны конструктор Яковлев рассказал Еремину, что накануне того боя авиаконструкторов вызывал Сталин и предъявил претензию, что новая матчасть себя не оправдывает. «Почему горят наши „ла“ и „яки“? Какими лаками вы их покрываете?», — с угрозой спрашивал он. После боя он сам позвонил Яковлеву и радостный заявил: «Вот видите! Ваши самолеты показали себя».

    Той же весной капитану Борису Еремину вручили его первый орден Красного Знамени. В части побывали кинооператоры, фотокорреспонденты, журналисты. О бое написали в «Красной звезде». Кожедуб потом рассказывал Еремину: «Я был тогда инструктором в Чугуевском училище, мы твоим боем очень интересовались, изучали. В 1942 году это для нас было исключительное событие».

    Иван Кожедуб прочитал про этот бой статью в «Красной звезде» от 12 марта 1942 года, подписанную Ереминым. Вот как там описывалось начало этой схватки: «Моментально созрело решение: предупредить противника, первыми атаковать его, не допустить его до нашей пехоты. Немецкие „Мессершмитты-109“ защищены броней сзади и отчасти сверху. Значит, лучше всего атаковать врага в лоб. Методом лобового удара, тарана, прямого попадания из самолетной пушки полностью овладели летчики нашей эскадрильи, и я был уверен, что, несмотря на численное превосходство противника, они с честью выполнят задачу».


    [IMG]
    Ф. П. Головатый и Б. Н. Еремин у истребителя Як-3, май 1944 года. Головатый на свои деньги дважды покупал «ястребок» для Еремина, тот до конца войны сбил на них 14 фашистских самолетов.

    Сравнивая это описание с послевоенным рассказом Еремина, можно предположить, что очень вряд ли капитан стал бы советовать другим летчикам идти в лобовые атаки на «Мессершмитты». Скорее всего, это творчество какого-то шибко умного редакционного пропагандиста.

    А ведь молодые летчики потом из-за этой статьи гибли.
    Фотопулеметы

    На самолетах Luftwaffe и ВВС РККА еще до войны устанавливались видеокамеры и фотопулеметы (фотоаппараты, начинающие делать снимки с частотой выстрела во время огня по противнику). Они применялись в учебных и реальных боях для определения нанесенного ущерба врагу, а проще говоря — посмотреть после боя кто кого сбил. В СССР перед войной учебный воздушный бой не шел летчику в зачет, если не был подтвержден фотопулеметом. Потеряв в первые дни войны все свои лучшие самолеты и лучших летчиков, СССР остался и без фотопулеметов. Поэтому большинство самолетов на этих снимках и кадрах — советские.


    Муз. Skillet — Whispers In The Dark (Violin-Instrumental Cover)

    Борис Еремин о советских истребителях:

    «Если бы в этом бою мы были на МиГ-1 или ЛаГГ-3, его результат вряд ли был бы таким же. „Миг“, когда только взлетит, его самого надо прикрывать, на средних высотах он вялый, не разгонишь, только на высоте он дает летчику возможность себя нормально чувствовать. ЛаГГ-3, откровенно говоря, мы не очень уважали — горел сильно, поскольку сделан был из дельта-древесины, к тому же тяжелая машина. Мы отдавали предпочтения „якам“ — Як-1, Як-7 — маневренные. „За газом“ ходят. Як-9 был немного тяжеловат, но вооружение хорошее. Самый лучший — Як-3, это идеальная машина для боя. Просто сказка! Только запас топлива у него был небольшой — на 40-минутный полет».
  2. Оффлайн

    Challenger Абитуриент

    На форуме с:
    06.04.2013
    Сообщения:
    78.575
    Симпатии:
    43.791
    Баллы:
    41
    Армейский тыл 40-60 км в глубине. Фронтовой тыл 40-80 км. Все это в радиусе действия немецкой бамбардировочной и штурмовой авиации.
  3. Оффлайн

    Темная лошадка Абитуриент

    На форуме с:
    05.03.2017
    Сообщения:
    20.625
    Симпатии:
    8.785
    Баллы:
    41
    Род занятий:
    советник по науке
    Адрес:
    Россия, Петербург
    На кой хрен было врать - непонятно.
    Flavius нравится это.
  4. Оффлайн

    Challenger Абитуриент

    На форуме с:
    06.04.2013
    Сообщения:
    78.575
    Симпатии:
    43.791
    Баллы:
    41
    Мне попадались воспоминания ветеранов, что 21 июня 1941 года в ВВС Западного Особого Военного округа поступил приказ: снять с самолетов пушки и пулеметы (установки РС ,... короче, все вооружение) и вместе с боеприпасами сдать на склады. А чтобы поставить все назад, да еще и пристрелять, нужно очень много времени. Вот почему в первые дни было так много таранов - взлетали без оружия.
    Например, воспоминания генерал-лейтенанта авиации Долгушина, ( в июне 41 - старший лейтенант 122 истребительного авиационного полка ЗапОВО)

    http://old.redstar.ru/2001/12/18_12/2_02.html
  5. Оффлайн

    Challenger Абитуриент

    На форуме с:
    06.04.2013
    Сообщения:
    78.575
    Симпатии:
    43.791
    Баллы:
    41
    Накануне войны военные авиационные училища вдруг перестали присваивать офицерские звания. Выпускали старшими сержантами. Представляю разочарование выпускников.
  6. Оффлайн

    Challenger Абитуриент

    На форуме с:
    06.04.2013
    Сообщения:
    78.575
    Симпатии:
    43.791
    Баллы:
    41
    Денег колхозникам не платили. Тем более столько. Все это пропагандистский трюк.
  7. Оффлайн

    Flavius Абитуриент

    На форуме с:
    05.04.2013
    Сообщения:
    12.065
    Симпатии:
    10.542
    Баллы:
    41
    Этот Головатый медом занимался, у него ульи были, много, мед и воск на черном рынке продавал.Там вообще эпичная сцена была: он пришел к директору завода с мешком денег, на стол ему положил и заявил, что истребитель хочет купить. Все охуели, чекисты возбудились, запросили Москву. Ответил лично Сталин: "Разрешить колхознику Головатому выбрать самолет и написать на нем все, что он захочет".

    И брат у него тоже пасечником был, на второй самолет они с брательником скинулись. К Головатому как раз похоронка на старшего сына пришла.
    Challenger нравится это.
  8. Оффлайн

    Flavius Абитуриент

    На форуме с:
    05.04.2013
    Сообщения:
    12.065
    Симпатии:
    10.542
    Баллы:
    41
    Я первые полгода войны описывал по передаче цена победы, выпуску с Солониным. Но, естественно, не уверен, что все правильно понял и пересказал (там все-таки час разговора, а у меня пять-шесть абзацев). Хотел отправить Солонину, спросить его как эксперта - правильно описал или нет. Так у него на сайте почта - полный дебилизм, отправляешь - и выходит сообщение об ошибке. Ушло письмо или нет - хз.

    Вот этот выпуск, если не ошибаюсь (давно писал, а сейчас выпуск переслушивать времени нет)
    Challenger нравится это.
  9. Оффлайн

    Flavius Абитуриент

    На форуме с:
    05.04.2013
    Сообщения:
    12.065
    Симпатии:
    10.542
    Баллы:
    41
    Ну я могу чисто по журналистки это объяснить. Инфа о бое в Москву пришла, статью запланировали, а собственно текст Еремина не передали... А ставить-то что-то надо. И вот человек с бойким пером описал бой как он себе его представлял. В мирное время такое часто бывает, не бог весть какое преступление, ну немножко желтизна, а на войне, конечно, это просто жесть, особенно когда Кожедуба читаешь, что они по этой статье воевать учились.
  10. Оффлайн

    Темная лошадка Абитуриент

    На форуме с:
    05.03.2017
    Сообщения:
    20.625
    Симпатии:
    8.785
    Баллы:
    41
    Род занятий:
    советник по науке
    Адрес:
    Россия, Петербург
    Солонин - ни разу не ветеран.
  11. Оффлайн

    A.Belvedersky Абитуриент

    На форуме с:
    06.04.2013
    Сообщения:
    20.760
    Симпатии:
    6.343
    Баллы:
    41
    Тёмная лошадка считает, что о войне должны судить только забитые сталинизмом старики.

    Чаще всего это страшно боящиеся (привыкли дрожать и не отучились) и необразованные.

    Они ещё недавно были многочисленны, сейчас их совсем мало.
  12. Оффлайн

    Темная лошадка Абитуриент

    На форуме с:
    05.03.2017
    Сообщения:
    20.625
    Симпатии:
    8.785
    Баллы:
    41
    Род занятий:
    советник по науке
    Адрес:
    Россия, Петербург
    Ну и ничего. У Солонина, как обычно у Солонина, всё толково. А с другой стороны, опять-таки, как обычно у Солонина, всё бестолково. Он совершенно убедительно доказывает, что советские ВВС не были разгромлены ни 22 июня, ни 23-го. Но уже к 24 июня пушки и пулемёты, снятые с самолётов 21-го, давно должны были быть возвращены на своё место. Лётчики, которые получили опыт в боях на Дальнем Востоке, так на ДВ и остались. А про новичков, и как они обучались, Солонин так и не говорит ни слова. А ведь обучались они хреново. Хорошо, там хоть Захаров был, не устававший напоминать, что у немецких новичков был налёт 200 часов (двухкратный ресурс одного мотора). И к чему упоминание французского Dewoitine D.520, который имел максимальную скорость 534 км/час в отличие от 460 км/час у И-16? И пушку имел. Напомню, что из примерно 10 тысяч выпущенных И-16 только 737 были вооружены пушками ШВАК.
    Ну и наконец вместо образов типа "ВВС были сметены отступающими войсками", не проще ли предположить тривиальное - брошены в связи с отсутствием бензина?
    Показания генерала Павлова: "Штабом фронта 23 июня 1941 была получена телеграмма Болдина, адресованная одновременно и в 10-ю армию, о том, что 6-й мехкорпус имеет только одну четверть заправки горючего. Учитывая необходимость в горючем, ОСГ еще в первый день боя направил в Барановичи для мехкорпуса все наличие горючего в округе, то есть 300 тонн. Остальное горючее для округа по плану Генштаба находилось в Майкопе. Дальше Барановичи горючее продвинуться не смогло из-за беспрерывной порчи авиацией противника железнодорожного полотна и станций."
    Бензин - в Майкопе! В Майкопе, Карл! Корпус (1300 танков, из них около 500 Т-34 и КВ-1) 3 дня бессмысленно маневрирует и к вечеру 24 июня сжигает почти всё горючее. И тут-то его и бросают в атаку! Так почему с авиацией дело не могло обстоять аналогичным образом?
  13. Оффлайн

    Темная лошадка Абитуриент

    На форуме с:
    05.03.2017
    Сообщения:
    20.625
    Симпатии:
    8.785
    Баллы:
    41
    Род занятий:
    советник по науке
    Адрес:
    Россия, Петербург
    Кстати, на следующий день у 6-го мехкорпуса практически закончились и снаряды.
  14. Оффлайн

    Темная лошадка Абитуриент

    На форуме с:
    05.03.2017
    Сообщения:
    20.625
    Симпатии:
    8.785
    Баллы:
    41
    Род занятий:
    советник по науке
    Адрес:
    Россия, Петербург
    Ещё по-поводу фактов, Солониным изложенным. Что у немецких самолётов была водяная система охлаждения, а у наших - воздушного.
    " Як-1 имел систему охлаждения двигателя закрытого типа, охлаждающей жидкостью была вода, в которую при низких температурах добавлялся антифриз. Водяной радиатор располагался в туннеле под крылом самолета."
    https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/istrebitel-yak-1/
    Бомбардировшик СБ: "Доводка и отладка проводилась на трех опытных экземплярах СБ бис (плотная масса до 6426 кг) СБ бис-2, СБ бис-3 (полетный вес до 6000 кг). Они различались в основном формой гондол двигателей, когда водорадиаторы системы охлаждения размещались лобовым или туннельным способами."
  15. Оффлайн

    Challenger Абитуриент

    На форуме с:
    06.04.2013
    Сообщения:
    78.575
    Симпатии:
    43.791
    Баллы:
    41
    Бензин был на складах в 30-80 км. от границы и в первую неделю войны было взорвано, сожжено, оставлено немцам около 50 тыс. тонн горючего.

    [IMG]

    http://zhistory.org.ua/viz668tz.htm
  16. Оффлайн

    Challenger Абитуриент

    На форуме с:
    06.04.2013
    Сообщения:
    78.575
    Симпатии:
    43.791
    Баллы:
    41
    В это время тыловики РККА пытались взорвать у границы 6700 вагонов со снарядами. Только в одном Западном округе. Что не успели - досталось немцам.
  17. Оффлайн

    Challenger Абитуриент

    На форуме с:
    06.04.2013
    Сообщения:
    78.575
    Симпатии:
    43.791
    Баллы:
    41
    Солонин, конечно, крутой историк. Но ему далеко до Виктора Суворова.
    Flavius нравится это.
  18. Оффлайн

    Темная лошадка Абитуриент

    На форуме с:
    05.03.2017
    Сообщения:
    20.625
    Симпатии:
    8.785
    Баллы:
    41
    Род занятий:
    советник по науке
    Адрес:
    Россия, Петербург
    Ещё о том, куда делись самолёты. "Спустя пять лет после яркого и удачного дебюта в испанском небе скоростной бомбардировщик Туполева абсолютно устарел. Теперь эти машины были легкой добычей для германских истребителей. Так, 22 июня авиаполк ,вооруженный СБ, вылетел на бомбардировку Кенигсберга, ни один бомбардировщик полка так на аэродром базирования и не вернулся."
    https://topwar.ru/80330-skorostnoy-bombardirovschik-sb-chast-i-samolet-soldat.html
    ЛаГГ-3 тоже имел мотор М105П водяного охлаждения.
    Интересно, что такое 300 тонн горючего, которое Павлов не сумел доставить к танкам? Ёмкость бака И-16 у первых 105 литров, с 1939 года - 190 литров. У ЛаГГ-3 - 340 литров, у Як-1 - 410 литров. Чтобы совершить хотя бы один самолёто-вылет, 7000 советских самолётов нуждались минимум в 700 тоннах горячего. Это если бы все они были старыми И-16. А для машин типа ЛаГГ-3 и многомоторных бомбардировщиков потребовалось бы уже 2800 тонн топлива. Вопрос, были ли эти тонны? И если были, то не в Майкопе ли?
  19. Оффлайн

    Challenger Абитуриент

    На форуме с:
    06.04.2013
    Сообщения:
    78.575
    Симпатии:
    43.791
    Баллы:
    41
    Я ссылку дал на тыловика-фронтовика. 50 тысяч тонн горючего сгорели на складах возле границы в первые же дни.
  20. Оффлайн

    Challenger Абитуриент

    На форуме с:
    06.04.2013
    Сообщения:
    78.575
    Симпатии:
    43.791
    Баллы:
    41
    Был такой старый советский фильм-эпопея. Не помню название. Там 22 июня вечером ставят задачу командующему ВВС Западного особого военного округа генералу Ивану Копцу нанести бомбовые удары в местах скопления немецких войск. 33-летний Герой Советского Союза, герой Испании генерал Копец отвечает: у меня нет авиации". Пошел и застрелился.
    Разумное, кстати, решение. Командующего округом Павлова арестовали и страшно пытали. Чекисты выбили ему глаз и вложили ему в руку, раздробили ему кости рук дверным косяком, на его глазах насиловали его дочь школьницу.

Поделиться этой страницей

Пользователи просматривающие тему (Пользователей: 0, Гостей: 0)