1. В настоящее время регистрация новых пользователей прекращена. В случае, если у Вас есть какие-либо вопросы о регистрации, или вы хотите зарегистрироваться, о вашем аккаунте или любые другие, то посылайте их по почте dmvasf@gmail.com.

Самый невероятный морской бой: фашистский крейсер против советского острова

Тема в разделе 'История, наука и религия', создана пользователем Flavius, 01.06.2017.

  1. Оффлайн

    Flavius Абитуриент

    На форуме с:
    05.04.2013
    Сообщения:
    13.161
    Симпатии:
    10.825
    Баллы:
    41
    В 1942 году в Карском море немецкое планирование столкнулось с русской импровизацией
    Максим КУЗНЕЦОВ.

    [IMG]
  2. Оффлайн

    Flavius Абитуриент

    На форуме с:
    05.04.2013
    Сообщения:
    13.161
    Симпатии:
    10.825
    Баллы:
    41
    План нападения
    Операция «Вундерланд» (Страна чудес) в Карском море, по замыслу командования германским флотом, должна была заблокировать навигацию в советской Арктике – разгромить порты Северного морского пути и уничтожить восточные конвои союзников.

    Расчет строился на том, что в Карском море советские ВМФ нападения не ожидают, порты и конвои защищены слабо и не смогут оказать сопротивления германским тяжёлым крейсерам «Адмирал Шеер» и «Лютцов». Однако последний во время операции “Ход конем” (печально знаменитое уничтожение конвоя PQ-17) налетел на подводную скалу и не смог принять участие в походе.

    В Карское море отправился только один крейсер – «Адмирал Шеер», которому в усиление дали 7 подлодок: три из них вели разведку и совершали нападения на советские корабли и базы, отвлекая внимание командования Северным флотом, а четыре прикрывали сам корабль.

    Получив в августе 1942 года от японцев сведения, что из Петропавловска-Камчатского вышел большой конвой и прошел через Берингов пролив, «Адмирал Шеер» начал операцию, рассчитывая перехватить его в Карском море в конце августа.

    Погоня за призраком
    Смелый план был основан на неверных расчетах: из-за льдов в море Лаптевых конвой двигался медленно и прибыл в Карское море только через месяц. Немцы вообще плохо знали этот район моря и собирались ориентироваться на данные авиаразведки и радиоперехваты, для чего к экипажу «Шеера» присоединилась группа радиоразведки под командой капитана Дистервега, большинство членов которой говорили на русском языке.

    Однако с авиаразведкой им сразу не повезло – оба гидросамолета BV.138, способные находиться в воздухе до 12 часов без дозаправки, вышли из строя. У капитана «Шеера» остался только один гидросамолет, более слабый Арадо, но и он разбился 25 августа при посадке.

    К этому времени немцы уже понимали, что «что-то пошло не так»: конвоя союзников в Карском море не было, периодически то подлодки, то самолет Арадо замечали какие-то суда, которые принимали за конвой, «Шеер» гнался за ними, но не имея достаточной информации о ситуации с ледяными полями едва не был зажат льдами у острова Русский.

    Ледокольный пароход «Александр Сибиряков»
    После этого капитан прекратил «погоню за призраком» и крейсер начал отступать на запад. И тут немцам впервые повезло – они встретили старый ледокольный пароход «Александр Сибиряков», который вез из Диксона смену на полярные станции Северной Земли.

    Капитан «Шеера» Вильгельм Меендсен-Болькен мог бы затопить его быстро, до того, как пароход сообщит по радио о встрече с крейсером, но он отчаянно нуждался в информации о ледовой обстановке и движении конвоев, которую он мог бы получить от русских. Поэтому немцы попытались обмануть экипаж «Сибирякова»: подняли американский флаг, представились как тяжелый крейсер «Тоскалуза» и отправили радиосообщение на русском языке: «Кто ты и куда идешь? Доложить ледовую обстановку в проливе Вилькицкого». При этом то ли русский, то ли немецкий радист ошибся: на пароходе приняли название судно не как «Тускалуза», а как японское «Сисияма».

    Японский корабль под американским флагом, ведущий переговоры на русском языке в Карском море? Капитан «Сибирякова» сразу отправил на штаб Северного флота предупреждение и операция «Страна чудес» перестала быть секретной. В штабе приказали открыть огонь по врагу. Последние слова радиста с «Сибирякова» были: «Ну, началась канонада», после этого связь оборвалась. Через двадцать минут в эфир была передана радиограмма “Горим, прощайте” и судно замолчало навсегда.

    Ледокольный пароход, вооруженный несколькими слабыми пушками, принял бой с тяжелым крейсером и через час был затоплен собственной командой после нескольких попаданий снарядов большого калибра. Немцы сняли со шлюпок 21 или 22 моряка (советские и германские данные здесь разнятся). Многие из них не хотели сдаваться и оказали немцам сопротивление.

    По приказу №103 командующего Северным флотом от 28 апреля 1965 года корабли, проходя в районе острова Белуха, где погиб ледокольный пароход «Александр Сибиряков», обязаны приспустить флаг и тем самым почтить память парохода-героя.

    Обреченный остров
    Потеряв эффект неожиданности, капитан «Шеера» потерял и надежду найти когда-нибудь неуловимый конвой из Петропавловска-Камчатского. Теперь гораздо перспективнее выглядела идея напасть на порт, где можно было захватить штабы, старших командиров, карты, военно-морские коды и другую ценную информацию.

    Целью был выбран Диксон, так как команда капитана Дистервега, проанализировав советский радиообмен, пришла к выводу, что Диксон действует как центр радиосети, а это означает, что там находится крупный штаб противника. Захват порта мог бы нарушить навигацию в советской Арктике и таким образом операция «Страна чудес» завершилась бы успехом, несмотря на все предыдущие неудачи.

    Диксон был совершенно не готов к отражению нападения. В конце лета 1941 года оборона порта была усилена несколькими береговыми батареями, но отвлекающие нападения немецких подлодок за месяц до выхода в море «Адмирала Шеера» сделали свое дело - командование Северного флота приказало перебросить орудия на Белушью губу, для чего в порт прибыл вспомогательный военный корабль СКР-19, бывший ледокол «Семён Дежнёв». На момент получения сообщения с «Александра Сибирякова» две батареи из трех уже были погружены, на берегу стояли только два тяжелых 152-мм орудиями, 1910 года выпуска.

    Несмотря на предупреждение, советское командование почти ничего не сделало для отражения угрозы. Точнее, в штабе Северного флота делалось многое – командиры дискутировали, планировали, писали и отправляли приказы и контрприказы – но вся советская система управления и связи была настолько громоздкая, что реализация всех предложенных мер потребовала бы месяцы, если не годы. А счет шел на часы.

    Продолжение читать:
    http://www.maximonline.ru/guide/maximir/_article/fascist-cruiser/
    Не жалеем лайки и перепосты!
    Тамба, Темная лошадка и Challenger нравится это.
  3. Оффлайн

    Темная лошадка Абитуриент

    На форуме с:
    05.03.2017
    Сообщения:
    20.639
    Симпатии:
    8.788
    Баллы:
    41
    Род занятий:
    советник по науке
    Адрес:
    Россия, Петербург
    Эффектно. Чего только не бывает на войне.
    Flavius нравится это.

Поделиться этой страницей

Пользователи просматривающие тему (Пользователей: 0, Гостей: 0)