1. В настоящее время регистрация новых пользователей прекращена. В случае, если у Вас есть какие-либо вопросы о регистрации, или вы хотите зарегистрироваться, о вашем аккаунте или любые другие, то посылайте их по почте dmvasf@gmail.com.

Холокост как общеевропейский проект

Тема в разделе 'История, наука и религия', создана пользователем zasdevushka, 06.11.2013.

  1. Оффлайн

    zasdevushka Студент

    На форуме с:
    19.04.2013
    Сообщения:
    8.792
    Симпатии:
    2.985
    Баллы:
    41
    Род занятий:
    исследователь (researcher}.
    Адрес:
    Где - то в районе Тель - Авива
    Особое обращение к Нью-Йоркцам... От вас ПЕРВЫХ зависит, что станется с этим фильмом! Доживет ли он до нас, американской глубинки, и до ваших внуков... там, в их счастливом (очень надеюсь, оно будет именно счастливым!) будущем...

    Александра Свиридова

    1 ноября на экраны Нью-Йорка выходит грандиозный польский фильм AFTERMATH о том, как в годы войны в польской деревне католики перебили всех евреев, и списали преступление на немцев. Сегодняшние не очень молодые люди - второе поколение - расследуют, что же произошло на самом деле и натыкаются на неожиданные подробности... Я старательно подбирала слова, делая текст о фильме. А напечатать негде. Попробую прикрепить тут весь целиком, но не знаю, что получится...

    “Aftermath”

    Что следует иметь в виду, просматривая фильм

    Такое случается редко, когда я говорю сыну и близким: брось все, и посмотри этот фильм. Поляки сняли невероятный фильм, название которого все будут переводить, кто во что горазд. «Последствия» - напрашивается первым, но я перевожу «Стерня». Имею право: авторы оставили мне много намеков на то, что это может быть так. Я помню, как это больно – идти по стерне. Это гвозди, сделанные из соломы – плотной и прочной, у основания стебля. Они неизбежно остаются после любой жатвы – серпом ли жал, махал косой или прошелся по полю комбайном. Грубая золотая щетина покрывает лицо земли, если смотреть издали, а если ступать босиком – идешь по гвоздям. До крови. И если душа у тебя от чего-то уходит в пятки, то стерня – через пятку – втыкается прямо в душу. Но чтобы получить стерню, следует что-то посеять, а потом сжать урожай. В этом месте название отсылает к вечному - «Что посеешь – то и пожнешь». С одной разницей: сеяли отцы, а пойдут по стерне их дети.

    Сюжет прост до неприличия. Целиком почерпнут из жизни, но упрощен.
    В жизни было так: 10 июля 1941 года половина жителей польского городка Едвабне, что в 85 милях от Варшавы уничтожила вторую половину. Убийцы, во главе с мэром, были католиками. Их жертвы – одна тысяча шестьсот душ – евреями. Поляки убивали их несколько часов в короткой июльской ночи. Руками.
    Вооружившись чем попало – ножами, топорами, молотками. У кого были ружья - стреляли. Те, кто уцелел в мясорубке, спрятались в амбаре неподалеку, но ненадолго: амбар подожгли и недобитые евреи сгорели заживо.
    После победы погибшим поставили памятник – как павшим от рук нацистов. И пол-века жители Едвабне ходили мимо памятной таблички, прекрасно зная правду, но никто и словом не обмолвился.
    Страшный секрет Едвабне предал огласке в книге «Соседи» мой добрый знакомый поляк - историк Принстона - Ян Гросс. Книга вышла в начале нового века и вызвала шквал протестов. Не было поляка-патриота, кто не плюнул в автора. Но нашлись и другие поляки, - те, кто задумался над историей Едбавне. В 2004 известный режиссер Владислав Пасиковский принес независимому продюсеру, некогда бывшему режиссером, Дариушу Яблонскому сценарий...
    Описывать, как никто не давал деньги на «антипольский» фильм не буду, но семь лет спустя деньги все же собрали фильм сняли. И теперь Польша бурлит – после выхода фильма осенью 2012-го года в ряде городов фильм запрещен к показу, как анти-польская пропаганда, и нет кинотеатра, который бы согласился дать хоть один просмотр. Режиссеру поступают угрозы, а исполнителя главной роли – Матея Штура - поляка, сыгравшего поляка, - атакуют антисемиты в прессе, а по телефону и в интернете обещают убить. Говорят, что он занесен в черный список национальной киноакадемии – чтоб не снимал его больше никто.
    Такое вот кино.

    Премьера в Америке – 1 ноября в Нью-Йорке, а чуть погодя – в Лос-Анжелесе. Бросьте все – идите и смотрите. Это не про Польшу, не про поляков, и не про Едвабне, хотя в кадре Польша. Это про убийство людей людьми. Соседей – соседями.
    «Я знаю такие деревни, я знаю таких людей», - во множественном числе ответил Дариуш Яблонский на обвинения в поклепе на поляков.

    В фильме все много проще. Массовое убийство уведено за кадр, а в кадре всего два человека, два брата. Один прилетел из Америки повидать другого, живущего в отцовском доме на хуторе. Подтянутый чисто выбритый мужчина лет сорока с небольшим с легкой кожаной сумкой прибывает в некий город в Польше. Его никто не встречает. Он садится в такси и только таксисту скажет, что 20 лет, как уехал, живет в Чикаго. Уточнит, что уехал в первую стычку властей с «Солидарностью». Так устанавливается время: уехал в 1981-ом, приехал – в 2001-ом.
    Машина в сумерках тормозит у тропинки в поле – дальше пешком до дому. Меж сжатых полей, покрытых той самой колючей щеткой стерни. Хрустнет ветка в жидком кустарнике, разделяющем луг на «твое-мое» и Франтишек – так зовут мужчину – поставит сумку на свою стерню и бесстрашно ринется по своей земле в кусты: - Эй, кто там?
    Нет никого. Только сумка исчезла. Значит, был кто-то... Кто?
    Он войдет в старый дом налегке – даже без сумки. Встретит его хмурый младший брат Юзеф, грязный после рабочего дня в поле. И только погаснет свет, как со звоном разлетится оконное стекло от брошенного с улицы камня...
    Такое начало.

    Из скудных реплик выяснится, что младший старшему многого не прощает, хоть и помнит его не очень хорошо. Был брат – и не стало, сбежал, оставил семью и даже на похороны отца и матери не приехал. Жалкие оправдания эмигранта, что паспорта не было, для Юзека пустое.
    - Ты им это расскажи.
    - Они уже не живые.
    - Для тебя, - отрежет брат с укором.
    Так авторы обозначат, что для младшего ушедшие – живы. Это важная точка противостояния.
    Дальше – больше: из незначительных реплик откроется, что от Юзека ушла жена, уехала с ребенком в Америку и там рассказала старшему, что младший сошел с ума и она не может дить с ним в аду, который он устроил. И медленно приоткрывается ад.
    Франтишек пойдет по центру села, а ему со всех сторон станут нашептывать, чтоб забрал брата с собой в Америку.
    Его узнают, а он – никого. Все помнят отца, укоряют, что хоронить не приехал... И объясняют, что младший – мерзавец: сломал единственную хорошую дорогу в селе. Зачем – не понятно. Подтянутый строгий старший решительно идет в банк – просить ссуду на то, чтоб починить полуразрушенный дом, а ему скажут, что дом вовсе не его... Что отец его незаконно землей завладел. И старший почувствует, что все тут сошли с ума.

    А младший поведет его в чисто поле – на отцову землю и покажет свое богатство: стоят на стерне рядами надгробные плиты евреев... Со старинными надписями, с магендовидами... Именно этими камнями была выстлана в селе единственная хорошая дорога. Нынче ее решено асфальтировать. И не останется следа от людей, что когда-то лежали под этими камнями...
    И это только пол-дела, так как из ничейной дороги Юзек камни просто выворотил и увез, а много камней разбросано по частным подворьям. И он их выкупает у односельчан...
    Франтишек подсчитывает убыток: 700 тысяч злотых за триста надгробий.
    - Да это ж прекрасные люди! – взрывается старший.
    - Люди, - поправляет его младший.
    И говорит, что знает, что деревня считает, что он свихнулся. Но это пустяк. Обидно, что жена была на их стороне.
    - Особенно когда я начал камни эти покупать... Что ж – лучше красть? – недоуменно спрашивает Юзек. И перечисляет, где еще остались камни, которые нужно перетащить сюда - на свою землю...
    Он склоняется к камню, любовно погладив его, и читает на хибру надпись.
    - Откуда? – дивится старший.
    - Выучил, - пожимает младший плечом. – Узнать хотел, что написано...
    И объясняет, что он не безумец, а просто...
    - Немцы сожгли синагогу и уничтожили кладбище. Это я не могу поправить – я даже не родился тогда еще. Выстелили дорогу надгробьями, и я об этом не знал. Но когда сказали, что дорогу покроют асфальтом, я понял, что этого не должно быть.
    - Но почему? У нас с жидками ничего общего! – взрывается старший.
    - Не знаю, - честно отвечает Юзек. – Я плохо себя чувствую, когда думаю о том, что это неправильно и я ничего не делаю. А если кто возьмет надгробье наших родителей и положит у своего порога, чтоб вытирали ноги? ..
    - Но эти люди нам никто! Они не наши! И вообще умерли сто лет назад, а твоя семья жива, и почему она должна страдать от того, что ты заботишься о мертвых жидах?! – кричит Франтишек.
    - Я знаю, что это неправильно, но я должен делать это. Я не могу иначе...
    Невероятная сцена.

    Прекрасный молодой актер Матей Штур играет сомнамбулу – героя, который ведом неведомой силой. И старший – Ирениуш Чоп – отшатнется. От протеста, непонимания, отчаяния, невозможности что-либо изменить. Единственный правильный выбор для него теперь – встать на сторону брата и помочь ему дособирать оставшиеся камни...
    - Почему из всех людей ты выбрал заботиться о мертвецах? – только и спросит он.
    - Не знаю. У них не осталось живых, кто бы заботился об их могилах...

    Братья пойдут за очередным камнем. Село выйдет против них. И спасет их старый ксендз, который встанет между братьями и разгневанными селянами. Отдаст камень, что подле костела, а потом замертво упадет в своей светелке. Успев сказать старшему, что он полагает, что Юзек исполняет Божью волю.
    - Я думаю сказать об этом на службе... – будут его последние слова.

    Старший роется в архиве, чтобы найти документы на усадьбу отца, а находит имена настоящих владельцев – и все они совпадают с именами на надгробьях.
    - Значит, они взяли себе землю убитых евреев, - потрясен Франтишек.
    - А что вы хотели? Немцы не могли забрать землю с собой, - парирует архивист.

    А в доме тем часом все перевернуто, изрисовано магендовидами, исписано вечным словом «прекрасный человек» по стенам.
    - И собаку убили, - добавляет растерзанный младший.
    - Застрелили? – неизвестно зачем, уточняет Франтишек.
    - Тут тебе не Америка, - язвит Юзек. – ОТРУБИЛИ голову.

    Процесс накопления деталей и подробностей противостояния достигает апогея. Мир фильма окончательно обретает полюса добра и зла. Братья становятся страдальцами, остальные – чудовища, не пощадившие невинную добрую псину. Тут-то и выплывает неожиданный вопрос, куда делись сами евреи?
    Ветер и шепоты приносят ответ, что тут они и остались... И старики знают, где. Роняют слова, намеки. И, наконец, советуют братьям поискать... у себя в старом доме.
    Страшный момент.

    Братья идут в старый отцовский дом где-то на отшибе, куда выбирались в детстве, как на дачу. Берут лопаты и начинают копать... В черную грозовую ночь в плотной стене библейского дождя они стоят по пояс в яме, похожей на могилу и натыкаются на черепа...
    Великая сцена. Младший бьется в истерике и блюет, а старший упорно продолжает копать и истово выкрикивать слова молитвы...

    На утро братья выбирают самого злобного и отвратного Деда Малиновского, два сына которого с лицами убийц противостоят им в каждой стычке, и идут к нему – требовать объяснений.
    - Я не убивал, - говорит Дед. – Закопай их обратно. Им все равно, где лежать.
    - Но их детям... – возражает Юзек.
    - Нет у них детей – они вместе с ними лежат.
    - Это ты их поджег!
    - Я? Сто двадцать человек убил я один? Нет! – кричит старик. – Правды хочешь? Это ваш отец зажег свой дом с двух сторон.
    - Врешь! – орет Юзек, как раненый зверь. – Сдохни! – и бросается на старика.
    - Ну, убей. И кто тогда убийца – я или ты?! – не дрогнув, орет старик в ответ. – Твой отец их убил. А Хаське голову раскроил на дороге. Она до войны ему нравилась, но к себе не подпускала. Он схватил ее за волосы и бил головой об землю, а она кричала «мама, мама»... Эту правду ты хотел узнать, выблядок?..

    Дышать в этом месте нечем.

    Братья приходят в свой разоренный дом, моются после страшной ночи.
    - Что будем делать? – спрашивает Юзек.
    - А что тут поделаешь? Похороним их на кладбище, - кивает Франтишек на поле, уставленное надгробьями.
    - Нет, - твердо и решительно возражает Юзек. – Если мы начнем перетаскивать кости, тут-то все и откроется.

    Он больше не сомнамбула. Он очнулся, он трезв и решителен: тайну нужно хранить.
    - Мы зароем их там, где нашли. Никто не узнает.
    - Но мы знаем! – потрясенно возражает Франтишек. – Наш мир – говно, и мы не можем сделать его лучше, но мы можем не делать хуже. Наша семья уже натворила дьявольщины...
    - Хватит, - обрывает брат брата. - Вали в свою Америку! Ты мне не брат!..

    Словесная перепалка перерастает в драку, где мирный холодный Франтишек хватается за топор. Тот самый, которым уже отрубили голову любимой собаке. Он замирает, бросает топор, хватает пиджак и бежит прочь со двора.
    Младший умывает в шайке лицо.
    Слышит сзади шаги... Улыбается вновато и успевает сказать: - Я знал...
    «... что ты вернешься» - хочется добавить.
    Но – увы – никто не вернулся...
    Франтишек стоит на автобусной остановке. Подходит автобус, он запрыгивает в него и едва успевает отъехать, как легковушка соседей загораживает ему дорогу... Его снимают с автобуса и везут назад.
    Юзек мертв – прибит гвоздями в позе Христа на дверях амбара.
    - Он повесился, как Иуда, - говорит молодой ксендз-антисемит, отводя тему убийства в сторону – по традиции этой деревни.

    - Конец. -

    Фильм невероятный.
    При том, что нет в фильме прорыва в собственно кинематографическом поле. Нет ни одного незабываемого плана, ни одного новаторского режиссерского решения, ни одной захватывающей операторской точки, откуда открывались бы бескрайние поля и луга. Ни одного ОБРАЗА, в который бы выкристализовалась реальность. Напротив – есть расщепление всех стандартных ходов и приемов, свойственных послевоенному кино, работающему с темой войны.
    Каждый кадр претендует только на реалистичность – даже когда в полной темноте в черной жиже братья копают подпол собственного дома, стоя по грудь в яме, словно в могиле, покуда не натыкаются на черепа и яма действительно становится могилой.
    Могилой, в которой погребены евреи, могилой, в которой покоится общая грязная тайна всего села. Могилой, которую своими руками вырыл их отец – убийца.
    Юзек с черепом в руке неожиданно рифмуется с принцем датским, но рифма ломается, тк Гамлет с нежность обращаеться к пустым глазницам: - Мой бедный Йорик! – а Юзек кричит от ужаса и отвращения.

    Первая реакция – после ужаса – пугает: впервые в жизни, перекрикивая все свое сиротство, я внятно произношу: какое счастье, что у меня в семье всех убили! Какое счастье, что я из семьи убитых, а не убийц! Третьего, оказывается, не дано в этом «танго смерти», где кружатся, - неразрывны и неслиянны, - прижатые друг к другу жертва и палач, еврей и антисемит.

    Вторая – чуть погодя, - особая. Рациональная: зависть к полякам, которым удалось прорваться на другой уровень сознания, о-сознания, о-сознавания собственной истории – государственной, личной.
    Объясню, почему.

    Двадцатый век ознаменован на самом деле одним по-настоящему важным для всех живущих на шаре событием: на Запад пришел Восток. И Восток принес много новых слов и понятий, с которыми мы за сто лет уже обжились, не очень проникаясь их недюжинным смыслом.
    Восток научил нас знать, что смерти нет, а есть бесконечная цепь рождений, воплощений в другом теле, с другим именем , но со все той же СВОЕЙ судьбой. Со своей КАРМОЙ. Кармой, которая работает по единственному закону: «Что посеял – то и пожнешь». И если искровянил ноги, ступая по своей земле, то так и должно быть: идешь по своей стерне. И пока не искупишь то, что сотворил, не будет тебе другой стерни, другой земли и другой судьбы. Сколько ни рождайся – даже смерть не даст избавления.

    Завидую полякам, дожившим до этого дня – когда ТАКОЕ довелось им снять. Это грандиозный прорыв на другой уровень сознания. И то, что страна от фильма встает на дыбы – лишее свидетельство того, что авторы попали в точку.
    И польского поляка актера Штура угрожают убить за роль польского поляка! Это оно и есть – о чем в фильме кричит Дед Малиновский: «Убей. И будешь ТЫ убийца».

    Тяжкий труд предстоит полякам – принять эту картину, принять правду о том, что отцы и деды – убийцы. Перебили «жидков», поселились в их домах, на их земле, присыпав их обгорелые кости землей, вымостив дороги плитами их кладбищ, и вырастили своих детей на этих костях и плитах. А тонкокожие дети услышали... К ним достучался пепел «жидков».

    Принять, что отцы – убийцы – это только начало. Главное отмолить грех отцов, покаяться, выпросить прощения и сделать следующий шаг - следить за тем, чтобы не повторить то, что сделали отцы. И история сдвинется с мертвого круга, по которому идет веками и, глядишь, пойдет другим путем.

    Тяжкий труд души – взять вину на себя, а не открещиваться – «это сделал не я». Именно эта особенность поднимает польскую драму на уровень древнегреческой трагедии. Туда, где царь Эдип на собственный строгий вопрос «Кто убил царя», отвечает «Я» и выкалывает себе глаза в отчаянии. Так карая себя и вбивая в мировую культуру фундаментальный символов внутреннего прозрения. Ибо нечего видеть и искать во вне. Все – внутри тебя.

    Дожить до того дня, когда Россия развернется на себя – не с моим счастьем.

    Обсуждать символику убийства Юзека через распинание его на деревянной створе амбара не берусь. Не очень понимаю, почему так поступили ненавидящие его соседи-католики. Почему убили – понятно. Не понимаю, почему ТАК. Он не становится от этого ни Христом, взявшим на себя грехи всех, ни искупительной жертвой. Остается еще одним трупом на совести земляков-убийц. Только уже поляком, а не евреем. И убивает его не представитель отцов, а кто-то из поколения детей.
    Кончили убивать чужих – перешли на своих. Хотя, какой он им СВОЙ, если раскопал тайну, которую они взялись хранить?

    Сколько фильм продержится в прокате – зависит только от нас: пойдем смотреть – будут сборы – будет он на афише. Не пойдем – исчезнет через три-четыре дня. Как было не раз с прекрасными фильмами, которые американцам не по зубам.

    Как поведут себя польские националисты, живущие в Америке, увы, предсказуемо.

    Фильм удостен первых наград:
    - Приза Яд Вашем на Иерусалимском кинофестивале и
    - Приза Критиков на фестивале в Гдыне.

    AFTERMATH will open at Lincoln Plaza and Cinema Village in New York on November 1st, and in Los Angeles at The Royal, Playhouse 7 and Town Center on November 15.
    A national release will follow.


    [IMG]
    Ariel, Pigeon и Flavius нравится это.
  2. Оффлайн

    zasdevushka Студент

    На форуме с:
    19.04.2013
    Сообщения:
    8.792
    Симпатии:
    2.985
    Баллы:
    41
    Род занятий:
    исследователь (researcher}.
    Адрес:
    Где - то в районе Тель - Авива
    Жизнь без больших успехов
    Александра Свиридова, Нью-Йорк

    http://newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=6252

    Жизнь без больших успехов
    Александра Свиридова, Нью-Йорк


    19 июля в Нью-Йорке и Лос- Анджелесе состоялась премьера полнометражного документального фильма «Семья Никки». Европа уже видела его, увенчала наградами, а потому о фильме написано много.


    Мой текст - не о фильме. Он о той реальности, которая отражена в фильме. Сам фильм - очень простое кино про простого человека. Герой ленты – Николас Винтон, скромный деликатный старик 103-х лет, брокер. Во время войны спас 669 еврейских детей Европы. Вывез их в Англию, пристроил по семьям, и никогда никому об этом не сказал. 50 лет спустя жена увидела его учетные тетради – с фотографиями детей и адресами незнакомых людей, - и позвонила журналистам. Он стал знаменитым, но известность смутила его больше, чем обрадовала.

    [IMG]

    «Я бы назвал эту операцию лучшим, что мне удалось сделать в жизни. Кроме этого, в моей жизни не было больших успехов, - говорит Николас с экрана. - Мне не очень нравится та слава, которую мне принесло спасение детей: как мне кажется, это совершенно естественный, обычный поступок».


    Вы увидите его на экране. Разумный, застенчивый, элегантный, он открыт для интервью по телефону, но я решила не звонить ему. Потому что у меня нет к нему ни одного вопроса, а плакать в трубку – нелепо. Поехать в Англию, опуститься перед ним на колени и целовать ему руки – это смутить его еще больше. Он и без меня зацелован: спасенные им дети, наконец, узнали, кто спас их, и смогли встретиться с ним. Вы увидите их в фильме. Их детей и внуков. Около ШЕСТИ ТЫСЯЧ человек считают себя его детьми.

    Потому – я могу только рассказать о нем. А дальше – смотрите кино.

    Словацкий режиссер Матей Минач короткими выразительными штрихами набрасывает цепь событий 1939 года. Реконструирует, как проходила операция по спасению – как Николас в одиночку смог организовать в Праге в 1939 году выезд массы детей - на семи поездах! - в Англию. Матей уверен, что «семья» 100-летнего англичанина намного больше: на момент съемок удалось разыскать лишь 261 ребенка из вывезенных 669. Минач снял спасенных, ныне стариков, их детей и внуков. А также людей, для которых поступок Винтона – пример для подражания.

    Имя Николаса Винтона стало известно публике в феврале 1988 года. Утром лондонская «Сандэй миррор» дала несколько разворотов о «детях Винтона», а вечером того же дня популярная телепрограмма устроила встречу с Николасом, в конце которой ведущая зачитала «список Винтона» – 669 имен – и попросила людей отозваться.

    [IMG]

    ...А началось все с того, что в 1938 г. 29-летний банковский служащий Никки Винтон собирался провести рождественские каникулы вместе со школьным приятелем Мартином Блэйком в Швейцарских Альпах. Складывал вещи, когда вечером 23 декабря позвонил Мартин, сказал, что отменил свою поездку в Швейцарию, и вместо этого срочно вылетает в Прагу, где ему нужна помощь. Времени вдаваться в детали не было, потому он попросил встретиться как можно скорее в пражской гостинице «Шрубек». Четыре дня спустя Винтон был в гостинице «Шрубек», и Мартин рассказал, что Британский комитет помощи беженцам, направивший его в Прагу, старается вывезти из страны людей, жизнь которых в опасности. Для этого надо найти гарантов, работу и получить для них разрешение на въезд в Англию. Этим он занимается. Но есть особый контингент – дети, и с ними ситуация несколько иная. Никки, не задумываясь, решил взять заботу о детях на себя.

    Чтобы представить, что происходило в Праге в последние дни уходящего 39-го, следует иметь хотя бы общее представление о том, что творилось в то время на той территории. 29-30 сентября 1938 г. в Мюнхене премьер-министры Великобритании - Невилл Чемберлен, Франции - Эдуард Даладье, Италии - Бенито Муссолини и рейхсканцлер Германии Адольф Гитлер составили и подписали «Мюнхенское соглашение», по которому Чехия передавала Германии часть Судетской области. В соглашении оговаривалось, что население «переданной» территории имеет право выбора места жительства на или вне территории в течение 6 месяцев со дня принятия соглашения.

    30 сентября премьер-министр Великобритании Чемберлен возвратился в Лондон и заявил: «Я привез мир нашему поколению». А в Судетах началось массовое бегство: бежали чехи, евреи и судетские немцы-антифашисты, а вместе с ними - беженцы из «старого Рейха» – Германии и аннексированной в марте 1938 г. Австрии, нашедшие приют от нацистских преследований в Судетах. 160 тысяч беженцев устремились из Судет в большие города страны – Брно и Прагу.

    Первого октября 1938 г. германские войска заняли Судеты. Прага не справлялась с наплывом беженцев. Полиция грозила вновь прибывающим тюрьмой, но для многих тюрьма казалась если не спасением, то передышкой. Британские благотворительные организации разбили вокруг Праги лагеря, ставили походные кухни, завозили и раздавали теплую одежду.

    Правительство Великобритании, испытывая угрызения совести за Мюнхенское соглашение, выделило деньги на расселение внутренних беженцев в самой Чехии. Часть денег передали правительству страны, часть - Британскому комитету помощи беженцам. Но вскоре стало ясно, что правительство Чехии не торопится расселять чешских немцев и евреев. Благотворители поняли, что надежнее будет помочь беженцам эмигрировать - получить английскую транзитную визу, позволяющую временно находиться в стране - до следующей иммиграции в одну из стран Британского союза, либо до возвращения на родину, когда опасность минует.

    18 октября 1938 г. Германия депортировала 12 000 польских евреев, постоянно проживающих в стране. Польское правительство приняло только 4 000 возвращенцев, а восьми тысячам отказало – якобы из-за «просроченных» паспортов. В ночь с 9 на 10 ноября нацисты разгромили в Германии и Австрии 7 500 еврейских бизнесов, сожгли 267 синагог, убили 91 и арестовали 25 000 евреев. Еврейские общины в Палестине обратились к британским мандатным властям с просьбой разрешить въезд в Палестину десяти тысячам еврейских детей из Австрии и Германии, и получили отказ. Два дня спустя еврейские лидеры в Британии обратились к премьер-министру Чемберлену с просьбой принять в страну хотя бы пять тысяч еврейских детей из Австрии и Германии, и получили разрешениеввезти в страну на временное проживание и без родителей неограниченное число детей не старше 17 лет. При одном условии: за каждого ребенка будет внесено 50 фунтов стерлингов, чтобы покрыть «транспортные расходы» на въезд в Англию и возвращение на родину.

    Сформированное в Англии «Движение по спасению детей Германии», в котором объединились еврейские и христианские, религиозные и светские группы и организации, заверило правительство, что гаранты внесут залог. К собственным гражданам правительство Британии обратилось с просьбой помочь принять на воспитание детей-беженцев из Германии. За короткое время было собрано 200 000 фунтов стерлингов пожертвований, 500 семей выразили готовность дать детям кров. Владельцы магазинов «Маркс и Спенсер» обязались снабжать продуктами питания приюты, где разместили детей Германии. Аукционный дом «Кристи» провел несколько торгов в пользу детей-беженцев. Радиостанция Би-Би-Си в ежедневных получасовых передачах освещала положение евреев в Германии, рассказывала о проблемах и нуждах прибывающих малолетних беженцев.

    Первый «киндер-транспорт» отправили из Германии в Британию 1 декабря 1938 г. В нем было 200 детей из еврейского дома сирот в Берлине, разграбленного и разрушенного в «Хрустальную ночь».

    А в Праге в том же декабре юноша 29 лет - Николас Винтон, которого друзья звали Никки, в одиночку делал то, что делала в Англии большая организация. Собственной рукой юноша составил список детей. Первыми были сироты: родители арестованы, пропали без вести, брошены в лагеря, скрываются. Параллельно – начал искать возможность вывезти детей из Чехии. Первыми откликнулись шведы, и Винтон тут же отправил двадцать детей в Швецию. Рождественские каникулы кончились, но Лондонская фондовая биржа, где он служил, продлила их еще на десять дней. Винтон вернулся в Лондон 16 января 1939 г. В его списке было около двух тысяч имен. Он обратился за помощью к «Движению», спасавшему детей из Германии и Австрии, но ему отказали.

    И тогда Винтон решил действовать самостоятельно.


    Он заказал несколько пачек типографских бланков, на которых напечаал: «Британский Комитет Помощи Беженцам, Детская Секция», и поставил адрес своего отеля в Праге, где останавливался, приезжая. На этих бланках Винтон рассылал запросы в школы-пансионаты, общежития-коммуны, во все известные благотворительные организации всех конфессий Англии. Откликались быстро, хотя не всегда разумно: христиане упрекали, что он рвет семейные узы, раздавая братьев и сестер в разные семьи, ортодоксальные раввины выговаривали, что он отдает еврейских детей в христианские семьи.

    Винтон отвечал всем одно и то же:
    «Я – человек не религиозный, и мне все равно, еврейских ли, коммунистических, католических или еще каких детей я вызволяю из опасности и в чьи спасающие руки передаю. Возможно, я делаю то, что с религиозной точки зрения выглядит не так, но зато дети живы! А что лучше – мертвый, но еврей, или живой еврей, но прозелит?».

    Детей разбирали быстро - в частные школы-пансионаты, в сельхозкоммуны, в семьи. Тем, кто колебался, кого взять - девочку или мальчика, старшего или младшего, Винтон высылал фотографии детей. Меньше, чем за пять месяцев, из Чехии в Британию прибыло 669 «винтоновских» детей.

    Первый транспорт с 20 детьми вышел из Праги 14 марта 1939 г., когда страна была еще независимой. На следующий день, объявив Чехию протекторатом Третьего Рейха, нацисты взяли Прагу, но «киндертранспорт» не запрещали. Война еще не началась. Возможность уехать существовала. Но при этом большая часть детей были из еврейских семей, а поезд следовал через Германию. Никки спешно организовывал состав за составом, отправил семь поездов с детьми, и ни разу никто не противился этому. Нацисты не только не возражали, а на старых фотографиях, которые сохранились, можно видеть, как гестаповцы помогают сесть детям в поезд. Дети ехали поездом по Чехии, Германии, Голландии, потом - паромом через Ла-Манш до английского порта Хэридж, а оттуда - снова поездом в Лондон.

    Старики, они вспоминают в кадре, как детьми прибыли в Англию в начале июля, на станцию Ливерпуль-Стрит, и у каждого на шее была большая бирка с номером и местом назначения, - как будто они были не людьми, а посылками.
    - На Ливерпульском вокзале в Лондоне я сам встречал каждый поезд из Праги, - рассказывает Николас. - В Британии тогда всё было довольно хаотично; то, чем я занимался, больше походило на деловое предприятие. Нужно было вызволить ребенка - и одновременно найти семью, согласную его принять. Затем нужно было их соединить, получить подпись на квитанции о доставке ребенка - что походило на получение коммерческого груза - и сопроводить его к месту жительства. Но главная трудность заключалась в том, чтобы добиться разрешения на въезд детей. Дело в том, что британское министерство внутренних дел давало разрешение на въезд ребенка только при наличии английской семьи, которая согласилась бы его содержать...

    Если Николас был занят на службе, детей встречала его мама – Барбара Винтон. Она поддерживала связь с детьми, навещала их, утешала. Некоторые «дети» приходили к ней в гости.

    Николас с горечью говорит, что его работа закончилась в день, когда началась война. 3 сентября 1939 года масса детей собралась на вокзале. Это должен был быть самый большой транспорт, но...

    - Последний поезд, который не удалось отправить, мне особенно памятен. Это должен был быть наш самый большой транспорт; нам удалось собрать 250 детей на вокзале в Праге. Все были готовы отправиться в Англию. Но главное: у нас были адреса 250-ти английских семей, гарантировавших, что примут этих детей. Однако нам не удалось их вывезти. Мы ничего не знаем об их судьбе. Кое-что известно об одном ребенке или двух из этого транспорта, которым удалось спастись, но остальные дети погибли. Самое ужасное, что все эти дети уже находились в поезде, когда пришел запрет на его отправление, - началась война...


    Николас молчит, потупив глаза.

    Потом началась война и для Англии, и Николас ушел на фронт. Всю войну он прослужил летчиком Королевского военно-воздушного флота. И вернулся живой, удостоенный воинских наград. Сегодня известно, что у летчиков Англии был страшный счет: каждые 10 минут погибал один из них.

    Дальше была долгая мирная жизнь. Николас работал, женился, у него родился сын. Полвека спустя на склоне лет Никки решил привести в порядок свои бумаги... И наткнулся на потертый портфель, где были листы с детскими фото, письма от частных лиц и организаций, иммиграционные формуляры, адреса родителей, и тех, кто брал детей «в воспитанники». Он хотел выбросить портфель, но жена, пережившая оккупацию Дании, возразила: «Как можно, это ведь людские жизни?!».

    [IMG]

    Весной 1988 супруги Винтон встретились с Элизабет Максвелл, женой британского медиамагната Роберта Максвелла (1923-1991) и показали ей бумаги. Сам Максвелл вполне мог быть в списке «детей»: чешский еврей, он в 1938 г. сам бежал в поисках работы в Вену и Париж, а к 1940 г. добрался до Англии. Его жена Элизабет Максвелл, историк, много труда вложила в то, чтобы Британия знала о Катастрофе. Готовя статью и передачу о Винтоне, Элизабет Максвелл отправила по довоенным адресам из винтоновского портфеля письма с просьбой рассказать о последующей судьбе детей. И получила 150 ответов, 60 – от самих детей!

    В феврале 1988 г. Англия впервые увидела и услышала самого Винтона.

    В телестудию пришли трое его «чешских детей». С одним из них Винтон приветливо раскланялся: они многие годы работали в одном комитете, но не знали ничего друг о друге. В конце программы ведущая прочитала «список Винтона» – 669 имен – и просила их носителей отозваться.

    Студию и редакцию газеты засыпали звонками и письмами. Самые разные люди писали, что слышали о Николасе Винтоне: он построил дом престарелых в пригороде Лондона и поддерживает его материально и духовно. (Сегодня - после смерти жены - Никки переехал туда, чтобы не обременять своей старостью единственного сына - А.С.). В 1983 г. он был удостоен звания MBE (Member of the Most Excellent Order of the British Empire). Это честь, которую оказывают за выдающиеся заслуги перед Британской Империей.
    Ariel и Flavius нравится это.
  3. Оффлайн

    Чукча Абитуриент

    На форуме с:
    08.04.2013
    Сообщения:
    98.803
    Симпатии:
    30.261
    Баллы:
    41
    Обе истории супер!!!
  4. Оффлайн

    Киви Лучший друг малышей

    На форуме с:
    06.04.2013
    Сообщения:
    15.905
    Симпатии:
    12.803
    Баллы:
    41
    Род занятий:
    Информационные технологии
    Почему-то холокост рассматривается только как общеевропейский проект, а не как общемировой проект...

    Нет ли здесь попытки принизить значимость холокоста?
    vlad_t и Vladimir нравится это.
  5. Оффлайн

    Flavius Абитуриент

    На форуме с:
    05.04.2013
    Сообщения:
    12.076
    Симпатии:
    10.547
    Баллы:
    41

    Киви, ты дурак.
  6. Оффлайн

    Киви Лучший друг малышей

    На форуме с:
    06.04.2013
    Сообщения:
    15.905
    Симпатии:
    12.803
    Баллы:
    41
    Род занятий:
    Информационные технологии
    Флавиус, ты умный.
    vlad_t и Кир нравится это.
  7. Оффлайн

    Pigeon Студент

    На форуме с:
    07.04.2013
    Сообщения:
    2.940
    Симпатии:
    2.216
    Баллы:
    31
    ...Так подумалось, свой "антисиротский закон" они изобрести не догадались. Видимо, лицемерия не хватило.

    А вообще интересная заметка!
  8. Оффлайн

    Pigeon Студент

    На форуме с:
    07.04.2013
    Сообщения:
    2.940
    Симпатии:
    2.216
    Баллы:
    31
    Кстати, в связи со страшным юбилеем Хрустальной ночи, вспомнилась мне одна любопытная заметка:

    http://lizard.jinr.ru/~tina/world/history/trozky/bltn/74/BO-0644.html

    Очень много кого этот маленький манифест забытого ныне политического течения что называется характеризует и на многие факты открывает глаза, правда?
    Ariel и aleks178 нравится это.
  9. Оффлайн

    aleks178 Студент

    На форуме с:
    06.04.2013
    Сообщения:
    12.519
    Симпатии:
    6.631
    Баллы:
    31
    эти истории позволяют выявить подонков, любящих поплясать на чужих костях. подонки, простившие сталину издевательства над собственным народом, недумевают когда народ помнит свои жертвы и не прощает убийцам и тем более когда ЛЮДИ сочувствуют пострадавшим в холокосте, блокаде ленинграда, в катыне при раскулачивании и рассматривают эти катастрофы как собственную беду.
    позор подонкам всех времен и народов
    Pigeon нравится это.
  10. Оффлайн

    Киви Лучший друг малышей

    На форуме с:
    06.04.2013
    Сообщения:
    15.905
    Симпатии:
    12.803
    Баллы:
    41
    Род занятий:
    Информационные технологии
    Если бы не Сталин, Леха, то евреев в европе точно не было бы. Ты над этим попробуй подумать.

    Потом попробуй подумать над тем, что только на халакосте, на костях так сказать, очень многие, подобные тебе, зарабатывают деньги по сей день. Не на блокаде Ленинграда, а на халакосте. Хотя славян на порядок в той войне погибло больше.

    Некоторые на катыни попробовали подзаработать бабла. Да не получилось. На халакосте - получилось

    Вот ты,Леха, с холокоста, на костях то есть, кормишься. И тебя это Не жмет, что удивительно

    А весь твой маразматический пафос заткни себе в одно место.
    vlad_t нравится это.
  11. Оффлайн

    Ariel Студент

    На форуме с:
    30.08.2013
    Сообщения:
    4.288
    Симпатии:
    3.534
    Баллы:
    41
    Геббельс ,запись в дневнике , 40г : (по памяти,не буквально) <Сталин "наш" человек - под видом борьбы с троцкистами он уничтожает евреев>.

    Миллионы "славян"(рус-укр-блр) cдались врагу в начале войны. Миллион "славян"(из бывших пленных) воевали на стороне врага в рядах абвера.
    "Славяне" , попавшие в плен к немцам, выдавали своих
    товарищей-евреев немцам , практически все попавшие в плен евреи были выданы "славянами" и убиты .
    Небезинтересно сравнить - среди английских и американских солдат, попавших в плен к немцам, не было ни одного случая предательства своих товарищей-евреев.
    Миллионы "славян" и прибалтов, опережая немцев, участвовали в убийствах еврейских женщин, детей, стариков, и нет им прощения и не отмыть их руки от еврейской крови.
    Аминь.
    А вообще мутант, пошёл бы ты со всеми своими головами и своими "славянами" в ж-пу.
    Pigeon нравится это.
  12. Оффлайн

    Vladimir ___

    На форуме с:
    15.04.2013
    Сообщения:
    13.240
    Симпатии:
    19.541
    Баллы:
    41
    Очевидная вещь: нацизм- европейский проект. В большей или меньшей степени поддержан всеми европейскими нациями, кроме сербов. Только они категорически его отвергли на всей континентальной Европе. Какого хрена вы отрицаете ОЧЕВИДНОЕ???
  13. Оффлайн

    aleks178 Студент

    На форуме с:
    06.04.2013
    Сообщения:
    12.519
    Симпатии:
    6.631
    Баллы:
    31
    пшел нацист . не добили тебя.
    погибшим славянам вечная память. они погибли защищая свою родину. многие видели своей целью уничтожение нацизма в европе. к сожалению в россии растет число тех ,кто предал дело и память своих дедов, тех кто оскверняет своим поведением их могилы.
    память одних не должна застилать память других.
    за гибель славян славянское государство россии получила кенигсберг, многомиллиардные репарации и" адмирала нахимова" с "новоройссийском" , которые сумело потопить вместе с людьми и на 40 лет восточную европу и прибалтику на разграбление. и славяне не брезговали грабить славян. среди погибших славян в годы войны миллионы погибли от рук славян же. в катыне польские славяне от русских, в хатыне беларусы от украинцев. расист ты -должен был знать об этом . гитлеровское отребье как и ты считало что это война рас. весь остальной мир считал что это война против расисторв . против нацистов. так об этом сказано в атлантической хартии. впрочем славянин молотов назвал войну против гитлеризма , которую в одиночку вела англия,преступной.
    вот что легло в основу освобождения европы. напомню что это великобритания и франция первыми обьявили войну нацизму, не дожидаясь трусливо пока гитлер нападет на них, этой декларацией сша заявила фактически о своем участии в войне против нацизма, до того как гитлер обьявил войну сша. именно эта декларация превроатила войну ( которая спасла евреев и русских от порабощения) в мировую. сравни это со словами главы славянского правительства славянина молотова об этой войне пока петух еще не клюнул.
    сравни и сделай вывод о том кто спасал мир в том числе и славян от нацизма.

    что касается спасением сталиным евреев во время 2 мировой, то фактом является то что именно политика сталина способствовала наряду с гитлеровской развязыванию войны. евреев ссср спас не сталин а смерть сталина в 53 году уже после расстрела еак и подготовки казни врачей евреев и массовых еврейских погромов
    zasdevushka и Pigeon нравится это.
  14. Оффлайн

    aleks178 Студент

    На форуме с:
    06.04.2013
    Сообщения:
    12.519
    Симпатии:
    6.631
    Баллы:
    31
    это не так. нацизм это проект национал социалистов. имея крепкий тыл на востоке благодаря пакту, гитлер покорил военной силой страны европы и позволил всплыть подонкам разных стран и народов. граждане разделилсь. многие поддержали нацистов. другие никогда неприняли идеи нацистов. так было во франции и бельгии и норвегии. так было и в оккупированных республиках ссср. но дания не отдала своих евреев. даже муссолини не отдал. в венгрии понадобился нацистский переворот. франко несмотря на то что ссср спер испанское золото не пошел за гитлером.
    особости сербов не заметил. скорее датчане.
    Pigeon нравится это.
  15. Оффлайн

    Pigeon Студент

    На форуме с:
    07.04.2013
    Сообщения:
    2.940
    Симпатии:
    2.216
    Баллы:
    31
    И в Сербии тоже были всякие разные, например вроде генерала Недича, который стал там чем-то вроде Петэна во Франции, тем более что тогда такой отдельной страны вообще не существовала, - была Югославия, в которой тем более было много всякого разного. И во всех других странах были "пронацистские" силы и "антинацистские", среди которых опять же различались "просоветские" и "не-просоветские", хотя порой грань была весьма тонкой, а иногда и все перемешивалось, особенно во время действия пресловутого Пакта М.-Р. А потом нацизм, - собственно германский нацизм в конце концово оказался в ПОЛНОЙ изоляции, даже порой от своих недавних союзников, даже и "пронацистского" толка, которые притом свой "недо-пронацизм" и не думали скрывать, даже после кончины 3 Рейха. Просто Адольф в конце концов достал решительно всех! Так что не надо все и вся упрощать, а тем более искажать. История 2МВ - она штука крайне тонкая была и есть.
    zasdevushka нравится это.
  16. Оффлайн

    veresk Студент

    На форуме с:
    05.04.2013
    Сообщения:
    19.286
    Симпатии:
    18.721
    Баллы:
    41
    Род занятий:
    единорог
    Адрес:
    столица
    Домашняя страница:
  17. Оффлайн

    Киви Лучший друг малышей

    На форуме с:
    06.04.2013
    Сообщения:
    15.905
    Симпатии:
    12.803
    Баллы:
    41
    Род занятий:
    Информационные технологии
    Франция пала за две недели, Британию выбросили с континента и она сидела и дрожала там до 44года. Впрочем, как вся европа, пока не пришли славянские армии. А в это время в европах евреев по лагерям размещали, что то ты об этом забыл

    Были в начале войны неудачи и потери, что говорить.

    Евреев, говоришь , немцам выдавали, а американцы не выдавали? Может это были разные евреи?

    Была большая война. Выдавали коммунистов, политруков. Это было. Как было и то, говорят,что евреи штурмом брали город Ташкент.
    Так что все свои претензии оставь при себе . И будь благодарен славянам и всему советскому народу, что остался еврейский народ в европе, а то тебе национализм мозги напрочь отбил. Хотя их не много и было, судя по твоим претензиям.
  18. Оффлайн

    Кир Конунг Олаф Моржовый Хер

    На форуме с:
    09.04.2013
    Сообщения:
    16.255
    Симпатии:
    17.070
    Баллы:
    41


    да, эти гадкие сербы воевали, партизанили, за что твои братья нацики сделали для уничтожения сербов нож сербосек и подарили братьям хорватам. то ли дело датчане.
  19. Оффлайн

    zasdevushka Студент

    На форуме с:
    19.04.2013
    Сообщения:
    8.792
    Симпатии:
    2.985
    Баллы:
    41
    Род занятий:
    исследователь (researcher}.
    Адрес:
    Где - то в районе Тель - Авива
    Русский народ - не славяне...Это медицинский факт, друг мой Машенька... :ar: Надо читать первоисточники, болезный... :af:
  20. Оффлайн

    Pigeon Студент

    На форуме с:
    07.04.2013
    Сообщения:
    2.940
    Симпатии:
    2.216
    Баллы:
    31
    http://www.mk.ru/politics/article/2013/11/07/942102-nakanune-hrustalnoy-nochi.html
    Ariel и aleks178 нравится это.

Поделиться этой страницей

Пользователи просматривающие тему (Пользователей: 0, Гостей: 0)